Болело сердце это метафора

Знаете ли вы, что “разбитое сердце” – это не просто метафора, а настоящая болезнь ? Она даже имеет свои номер в классификации болезней ВОЗ и называется – стрессовая кардиомиопатия
Симптомы этой болезни очень схожи с настоящим сердечным приступом, но в отличие от него боль не стихает при приеме таблетки нитроглицерина; но и не усугубляется со временем
Это соматическое расстройство, которое обычно вызывает сильный стресс. Чаще всего – потеря любимого человека. Причем, неожиданный уход или измена того, кого вы очень сильно любите, вашим сознанием может восприниматься также тяжело, как и его смерть. От синдрома разбитого сердца страдают преимущественно женщины. Это связано с тем. что они более эмоциональны и принимают все близко к сердцу. Но в тоже время, они легче адаптируются, так как в большей степени умеют выражать эмоции, не стесняются кричать и плакать. Это не значит, что мужчины не могут глубоко переживать, просто их с детства учили подавлять свои эмоции, они более закрытые и часто держат все в себе. Именно поэтому у них чаще бывают истинные сердечные приступы
Большая часть нашего мозга – это лимбическая система, которая отвечает за эмоции и высшие инстинкты, но есть и другие важные части – это самая древняя часть мозга, которая отвечает за наши инстинкты и работу важнейших систем организма, и в том числе -за инстинкт самосохранения. Потеря близкого человека воспринимается, как угроза жизни на уровне инстинкта, и все остальные части мозга на время отключаются, прежде всего самая новая часть – неокортекс, которая отвечает за наш мыслительный процесс, анализ и ассоциативное мышление, поэтому в такие моменты многие не очень хорошо соображают, и даже лимбическая система на время блокируется и мы поначалу даже не чувствуем боли
Мы как бы застываем на некоторое время. которое нужно организму для того, чтобы решить, как справиться с угрозой. а потом в кровь выбрасывается огромное количество гормонов, прежде всего адреналина, который в другой ситуации очень помог бы нам бежать или драться. но в случае “разбитого сердца”, т.е. внутренней угрозы только вызывает перебои в работе сердца
К сожалению, если ваше сердце было “разбито” однажды, подобный приступ может повторяться каждый раз, когда вам кажется, что ситуация повторяется, неважно, реальная ли это угроза или только воображаемая
Поэтому часто на уровне инстинкта самосохранения мы принимаем убийственное для будущей любви решение: никогда больше ни к кому не привязываться и вместо чувств всегда руководствоваться разумом. Звучит неплохо, правда ? Во всяком случае – рационально. Но вот беда, настоящая любовь невозможна без эмоций, без того, чтобы открыться и стать уязвимой…
Женщины, страдающие от разбитого сердца часто ставят во главу угла химию, которую природа создала, чтобы мгновенно вызвать мощное влечение между двумя, в сущности чужими и далеко не всегда совместимыми людьми, преодолеть все барьеры и зачать ребенка. Но для тех, кто хочет построить долговременные устойчивые отношения, химия – скорее враг, чем друг
Поэтому так важно вылечить наше “разбитое сердце”, а сделать это можно только переведя наш мозг на уровень эмоций и пережить их все. Дойти до самого дна отчаяния, чтобы потом оттолкнуться от него и всплыть навстречу солнцу, новой жизни и новой любви
Если же мы будем подавлять свои эмоции – это как шило в мешке или воздушный шарик в воде, до тех пор, пока вы прилагаете усилия, чтобы удержать его под водой, он будет там, но как-только вы отвлечетесь, он в ту же секунду вынырнет на поверхность в самом неожиданном месте
К тому же, чуть не бОльшая часть общения людей происходит на невербальном уровне, то есть на уровне мимики. жестов, языка тела. И если вы на сознательном уровне ищете новые отношения, а в глубине души относитесь ко всем мужчинам настороженно, не доверяете им, не верите в их искренность и способность любить и хранить верность, это неизбежно скажется на языке вашего тела, вы будете выглядеть закрытой, зажатой, неестественной, а устойчивые выражения вашего лица, прищур глаз, опущенные уголки губ всегда выдадут подозрительность, недоверие или агрессию по отношению к мужчине, причем вы сами скорее всего не будете отдавать себе отчета, как выглядите со стороны. И удивляться, что не очень хорошо получаетесь на фото
Вы можете быть красивы, прекрасно одеты, со вкусом накрашены и причесаны, но ваше неприветливое лицо и нерешительность в движениях будут отпугивать мужчин
Освободите свои эмоции, дайте себе время пережить горе. но ограничьте время переживаний, чтобы не застрять в жалости к себе. И ни в коем случае не навешивайте в этот момент на себя лишнего : терзаний по поводу того, что вы сделали не так, в чем ваша вина, почему это произошло именно с вами.
В случае с безвозвратной потерей -это абсолютно бесперспективно, и лучшее, что вы можете сделать – сохранить в своей памяти счастливые моменты, которые были у вас с ушедшим навсегда дорогим человеком. А вот при потере любви, анализ просто необходим. но сделать его нужно будет позже, когда вы переживете горе и сумеете достаточно успокоится, чтобы трезво рассуждать и делать правильные выводы
Такой момент обязательно настанет, как бы невероятно это не звучало сейчас. Наша психика защищается, отодвигая болезненные воспоминания в дальние уголки мозга. Мы не забываем о своей утрате, но боль рано или поздно притупляется. Ускорить этот момент можно, если не боятся переживать эмоции. И в один прекрасный момент вы почувствуете, что вам стало легче и вы открыты для новой жизни.
Не все могут справиться с сильными переживаниями самостоятельно. И если вы чувствуете, что ваша психика не справляется и вам нужна помощь. Не стесняйтесь обращаться к специалистам. Они обязательно вам помогут, используя различные приемы: расстановки, когнитивно-поведенческую терапию и даже медикаментозную поддержку. Предложат вам вести дневник и научат специальным дыхательным упражнениям и техникам расслабления, самогипнозу
Ваша Пчелка
Пожалуйста, поделитесь своим мнением и задайте вопрос в комментариях. Поставьте лайк, если вам близка эта тема, и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации
Источник
Ни один другой человеческий орган — да что уж там, ничто другое в жизни людей не связано с таким множеством метафор и смыслов, как сердце. На протяжении всей истории это символ эмоциональной жизни. Но есть ли реальная связь между сердцем и эмоциями? Или мы просто живём в мире метафор? Рассказывает кардиолог Сандип Джаухар.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Даже само слово «эмоции» отсылает нас к французскому «émouvoir», что означает «расшевелить». То есть логично, что эмоции связаны с органом, который всегда в движении. И как кардиолог, я хотел бы сказать: связь между ними существует. Эмоции, как вы скоро убедитесь, могут влиять и влияют на человеческое сердце.
Прежде чем мы погрузимся в факты, давайте ещё ненадолго останемся в мире метафор. Символизм эмоций — то, что до сих пор с нами. Если мы спросим людей, что у них ассоциируется с любовью, нет сомнения, сердце возглавит этот хит-парад. Кардиоида, форма сердца, распространена в природе. Мы можем найти её в листьях, цветах, семенах растений, в том числе сильфия, который использовался для контроля рождаемости в Средние века. Возможно, именно это послужило причиной того, что сердце стало ассоциироваться с сексом и романтической любовью.
Сейчас мы уже знаем, что сердце само по себе не источник любви и эмоций. Древние люди ошибались. Но тем не менее мы всё больше убеждаемся, что между сердцем и эмоциями существует прямая связь. Нет, конечно, сердце не может быть источником чувств, но оно живо реагирует на всё происходящее с нами. Наша эмоциональная жизнь неотделима от нашего сердца. Можно сказать, что оно документирует её.
Переживаемые людьми горе или страх могут привести к серьёзным проблемам с сердцем
Нервы, которые контролируют сердцебиение, могут в ситуации дистресса вызывать реакцию «бей или беги». Она, в свою очередь, вызывает сужение кровеносных сосудов, приводит к повышению кровяного давления, за чем могут последовать повреждения сердца. Проще говоря, наши с вами сердца невероятно чувствительны и зависимы от эмоций, от тех самых метафорических смыслов.
Несколько десятилетий назад было признано существующим заболевание, которое называется «кардиомиопатия такоцубо», или «синдром разбитого сердца». В ответ на сильный стресс или горе (например, после тяжёлого расставания или смерти любимого) возникает слабость миокарда.
Скорбящее сердце даже визуально выглядит совершенно иначе. Оно выглядит ошеломленным и раздувается в форме такоцубо, японского горшка с широким основанием и узкой шеей. Мы до сих пор точно не знаем, почему так происходит, а сам синдром обычно проходит в течение нескольких недель. Но он может вызвать острую сердечную недостаточность, аритмию, которая угрожает жизни человека, и даже смерть.
Муж одной моей пожилой пациентки недавно умер. Она приняла эту смерть, но, конечно, не перестала печалиться. Мужчина умер после долгой болезни, у него было старческое слабоумие. Через неделю после похорон она смотрела его фотографии. И тут появилась боль в груди. Вместе с ней — одышка, вздутые шейные вены, она начала задыхаться, сидя на стуле. В общем, все признаки сердечной недостаточности. Женщину госпитализировали, ультразвук в больнице подтвердил то, что мы и так подозревали: её сердце приняло форму такоцубо. При этом не было никаких признаков закупорки артерий. Состояние женщины пришло в норму через две недели. Сердце на УЗИ вернулось в привычную форму.
Кардиомиопатия такоцубо может быть спровоцирована самыми разными факторами. Публичными выступлениями, например. Домашними спорами. Проигрышем в азартных играх. И даже сюрпризом на день рождения.
Она связана и с социальными потрясениями, стихийными бедствиями. Например, в 2004 году в Японии произошло сильнейшее землетрясение. Погибли более 60 человек, тысячи были ранены. После этой катастрофы был зафиксирован рост числа случаев кардиомиопатии такоцубо — их частота увеличилась в 24 раза по сравнению с годом ранее. Имело значение и место, где жили люди, — чаще кардиомиопатию фиксировали у тех, кто был вблизи эпицентра.
Не только горе имеет значение. Кардиомиопатия такоцубо может появиться и после счастливого события, но сердце реагирует по-разному на горе и на счастье — например, иначе себя ведёт левый желудочек.
Почему разные эмоциональные факторы приводят к разным изменениям сердца, мы так и не знаем. Это загадка
Эмоциональное сердце больше своего биологического аналога удивительным и таинственным образом.
Да, уже давно не секрет, что сильные эмоциональные расстройства могут быть причиной проблем с сердцем и даже смерти. В 1942 году гарвардский физиолог Уолтер Кэннон опубликовал статью «Смерть вуду», где описывал смерть от страха тех людей, которые считали, что их прокляли колдуны. Жертва «проклятия» могла упасть на месте замертво. Общим для всех случаев было то, что жертва верила в силу, которая может её умертвить. Силу, которой невозможно ничто противопоставить.
Кэннон предполагал, что эта вера побуждала физиологический ответ: кровеносные сосуды сжимались до такой степени, что объём крови и давление резко падали, сердце слабело, а в результате нехватки кислорода происходило массовое повреждение органов. Он предположил, что смертельность ритуалов вуду связана с примитивностью людей. Но время показало, что это не играет роли. Смерти такого типа происходили и происходят. Разбитые сердца опасны в прямом и переносном смысле.
Аналогичная картина наблюдается и у животных. В ходе одного эксперимента, результаты которого были опубликованы в 1980 году в журнале Science, исследователи кормили живущих в клетках кроликов пищей с высоким содержанием холестерина для изучения его влияния на сердечно-сосудистые заболевания. В итоге же они обнаружили, что при одинаковом рационе некоторые кролики болели чаще. При почти одинаковой диете, среде и генетике.
Исследователи предположили, что это может быть связано с тем, как техники работают с животными, поэтому повторили эксперимент, поделив кроликов на две группы. Обе были на диете с высоким содержанием холестерина, но одна группа животных жила в клетках, а других выпускали, гладили, с ними играли и разговаривали. В итоге в той группе, где кролики общались с людьми, частота заболеваний аорты оказалась на 60% ниже, чем в другой. При одинаковом уровне холестерина, артериальном давлении и частоте сердечных сокращений.
Сегодня о сердцах больше заботятся не философы, а врачи. Из объекта, наполненного тысячей метафорических смыслов, оно превратилось в машину, которую можно контролировать и которой можно манипулировать. Но, как и в прежние времена, у этих манипуляций должен быть эмоциональный бэкграунд.
Вспомним ещё одно исследование — «Образ жизни сердца», опубликованное в The Lancet в 1990 году. Учёные случайным образом разделили на группы 48 пациентов с умеренной и тяжёлой ишемической болезнью. Одним был предписан обычный уход, другим -образ жизни, включивший вегетарианскую диету, умеренные аэробные упражнения, групповую психосоциальную поддержку и советы по управлению стрессом. В итоге выяснилось, что одной только диеты и физических упражнений не хватает для облегчения регресса ишемической болезни. Управление стрессом плотнее коррелировало с развитием коронарной болезни, чем физические упражнения.
В целом таких исследований скорее мало, чем много, а корреляция ещё не доказательство причинно-следственной связи. Возможно, стресс приводит к массе нездоровых привычек, которые повышают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Но, как и в случае с курением и раком лёгких, очевидно, что исследования, указывающие на связь этих состояний, не стоит отрицать.
Вероятно, она существует. Многие врачи пришли к тому же выводу, что и я (за почти два десятилетия работы кардиологом): эмоциональное сердце пересекается со своим биологическим аналогом удивительным и таинственным образом.
Медицина же продолжает осмыслять сердце как машину. И это хорошо
В кардиологии, моей области знания, за последние 100 лет произошло много невероятного. Стентирование, кардиостимуляторы, дефибрилляторы, коронарное шунтирование, пересадка сердца — всё это было разработано или изобретено после Второй мировой войны.
Но давайте подумаем, а что, если мы приближаемся к нашему максимуму, к пределу того, на что способна научная медицина в области сердечных заболеваний? Да, смертность от них снижается. Но что дальше? Нам надо перейти к новой парадигме, чтобы не упустить тот прогресс, тот темп, к которому мы привыкли. В этой самой новой парадигме психосоциальные факторы должны оказаться в центре внимания.
Это огромный вызов для нас. Область, которая в значительной степени так и не исследована. Американская кардиологическая ассоциация до сих пор не считает эмоциональный стресс ключевым изменяемым фактором риска сердечных заболеваний. Почему? Хотя бы потому, что снизить уровень холестерина в крови намного легче, чем работать с эмоциональными и социальными нарушениями.
Давайте уже признаем: когда мы произносим фразу «разбитое сердце», мы иногда говорим в прямом смысле. Мы должны уделять больше внимания силе и важности эмоций, чтобы заботиться о наших сердцах. Ведь эмоциональный стресс без преувеличений часто становится вопросом жизни и смерти.
Источник
Формулировка задания:
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.
2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
5) Он летел стрелой.
Ответ: 15
Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ
1. Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.
2. Для выполнения задания 3 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
3. Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот:
Метафора – скрытое сравнение, потому не содержит ни союзов, ни лексических средств выражения сравнения.
Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Об этом читайте ниже.
Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.
4. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:
А) фразеологизм часто можно заменить одним словом.
Вешать лапшу на уши = обманывать.
Б) фразеологизм – это словосочетание. Если его разделить на отдельные слова, то его значение теряется.
Например, фразеологизм “бить баклуши” = лениться, но по отдельности слово «бить» – значит нанести удар , а «баклуша» = обрубок древесины.
В) некоторые фразеологизмы настолько часто употребляются в речи, что мы перестали обращать на них внимание, потому такие выражения как «играть роль», «иметь в виду», «от всего сердца», «не покладая рук», «от мала до велика», «плыть по течению» «сгорать от нетерпения» мы не воспринимаем как фразеологизмы, однако их тоже нужно научиться замечать в тексте.
Г) к фразеологизмам не относятся предложно-падежные сочетания вроде «под мышкой», «с кондачка»
5. Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия.
Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг. «Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.6. В зависимости от искомого средства выразительности можно подобрать стратегию анализа предложений.
· Например, вам необходимо найти эпитет. Вы знаете, что эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении.
· Если нужно найти метафору или фразеологизм, то анализируйте словосочетания в предложении.
· Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки: союзы, ищите слова «похож, подобен» или существительное в форме Т.п. и др.
Средства выразительности: теория
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства. «…Да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову» (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Форнивизин ).
«Куда ланит девались розы.
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей»
(«О, как убийственно мы любим…», Тютчев).
«…За Кремлем горит заря туманная…» («Песня про… купца Калашникова», Лермонтов).
«…Душа моя высохла» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).
«Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).
«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын).
«..Дыша духами и туманами.
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка…» («Незнакомка», Блок).
РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – ряд взаимосвязанных метафор, в котором предыдущая метафора вызывает следующую.
Фет. «Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную. Учуять ветр с цветущих берегов…»
Гончаров. «…Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу» («Обломов», ч. 4, глава 9).
Чехов. «Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад», д. 3).
Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины… Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» («Герой нашего времени», предисловие).
«СУХАЯ» МЕТАФОРА – оборот, который изначально был метафорой, но утратил свою образность.
Примеры: ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки, часы идут, мысли разбегаются, спор разгорелся
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.
«Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет»
Б. Пастернак «Про эти стихи»
«Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете»
М. Цветаева «Книги в красном переплете»
«Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье…»
А. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Тютчев. «…И льется чистая лазурь На отдыхающее поле…» («Есть в осени первоначальной…»).
Есенин. Волки грозные с тощих полей» («Русь»).
«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен» (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»).
«…И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил.
М. Лермонтов «Мцыри»
Лермонтов. «И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
«И долго еще определено мне чудной властью идти рука об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» («Мертвые души», глава 7).
По низменному берегу, На Волге, травы рослые, Веселая косьба» («Кому на Руси жить хорошо», ч. 2, «Последыш», глава 1).
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.
Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»).
«Индейкам и курам не было числа….» («Мертвые души», глава 3).
Некрасов. «Пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба…» («О Муза! я у двери гроба…»).
Островский. «Я с ума сойду от радости…» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2).
Гончаров. «…Барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы» («Обломов», ч. 1, глава 2
Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз…» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).
«Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий» («Облако в штанах»).
Грибоедов. «А в те поры все важны! В сорок пуд…» (Фамусов в комедии «Горе от ума», д. 2). Пуд — старая русская мера веса, равная 16,38 кг. Фамусов употребляет гиперболу: конечно, вельможи, даже и в Екатерининскую эпоху, не могли весить 650 кг.
ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.
Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть…» («Дикий помещик»),
Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот… Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее Болконском в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5).
«…Ни звука русского, ни русского лица Не встретил…» (Чацкий о французике из Бордо, д. 3).
СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.
Сравнение может быть выражено:
1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.
«…Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей» («Мцыри»).
Булгаков. «Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» («Мастер и Маргарита», глава «Извлечение Мастера»).
Салтыков-Щедрин. «…Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Гоголь. «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну точно муха с подрезанными крыльями» (Городничий в комедии «Ревизор»)
2) Лексически: при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.»
Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов’…» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4).
Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным подобно, Как в страшном, непонятном сне, Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно…» («Евгений Онегин», глава 6).
Горький. «Подвал, похожий на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»).
3) Существительным в творительном падеже:
«Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6).
Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно…»).
Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки…» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).
4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия
Солженицын. «Этот черпак для него сейчас
дороже воли, дороже жизни всей прежней и всей будущей» («Один день Ивана Денисовича»).
Лермонтов. «…И мы сплелись, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом…» («Мцыри»),
Жуковский. «…Мертвец (Лик мрачнее ночи)…» («Светлана»),
Пастернак. «…Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез» («Февраль. Достать чернил и плакать!..»).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.
Гончаров. «Обломов был не в своей тарелке...» («Обломов», ч. 2, глава 11).
«Я чаю, небо с овчинку показалось…» (Пугачев — Гриневу в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»).
Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб» («Облако в штанах»),
Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2).
«Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку» (о значительном лице в повести «Шинель»).
Источник