Болело сердце вернее он его чувствовал
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9
(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, – именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
(По В.С. Токаревой)
*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) – русский прозаик и сценарист.
А.1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»
1 Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола, а дочь это не оценила.
2 Матери не нравится, как одевается Оксана.
3 Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.
4 Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.
А.2.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).
1 пользоваться моментом
2 изобличать
3 принимать
4 понимать
А.3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1 Чего она мне нервы мотает?
2 По дому плавали запахи и крики.
3 Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
4 Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
А.4.Укажите ошибочное суждение.
1 В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
2 В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
3 В слове ХЛЕБ последний звук [п].
4 В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].
А.5.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1 голодала
2 заплесневеет
3 осложнения
4 положили
А.6.В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 разговариваешь
2 отворилась
3 поднимет
4 сделать
А.7.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
1 ванной
2 длинной
3 пущенная
4 именно
В.1. Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В.2. Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 41.
В.4. Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В.5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретруха».
– Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?
В.6. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
В.7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) – именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) – пришёл,(6) ушёл.
В.8. Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В.9. Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответы
А1
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»
Вы ответили правильно:
3) Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.
A2
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).
Вы ответили правильно:
4) понимать
A3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Вы ответили правильно:
2) По дому плавали запахи и крики.
A4
Укажите ошибочное суждение.
Вы ответили правильно:
1) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
A5
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Вы ответили правильно:
4) положили
A6
В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
Вы ответили правильно:
1) разговариваешь
A7
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?
Вы ответили правильно:
3) пущенная
B1
Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Вы ответили правильно:
скажет
B2
Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Вы ответили правильно:
посмотрел тоскливо
B3
Выпишите грамматическую основу предложения 41.
Вы ответили правильно:
не пропустить
B4
Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Вы ответили правильно:
44
B5
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретруха».
– Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?
Вы ответили правильно:
5
B6
Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Вы ответили правильно:
4
B7
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) – именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) – пришёл,(6) ушёл.
Вы ответили правильно:
2,3
B8
Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Вы ответили правильно:
4
B9
Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Вы ответили правильно:
7
Источник
Тестовые задания
1. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Б) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
В) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
Г) Предложение с разными типами связи.
Д) Бессоюзное предложение.
2. Схема предложения.
Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.
А) [ ], ( )
Б) ( ), [ ], ( )
В) [ ], ( ), ( )
Г) [ ], ( ), ( ), ( ).
Д) ( ), [ ].
3. Количество пропущенных знаков препинания.
Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.
А)2
Б)5
В)3
Г)4
Д)1
4. Косвенная речь – это
А) Чужая речь, переданная в измененной форме.
Б) Речь двух или нескольких людей.
В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений.
Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.
Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Чего она мне нервы мотает?
Б) По дому плавали запахи и крики.
В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
6. Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
Б) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
В) В слове ХЛЕБ последний звук [п].
Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
А) голодала
Б) заплесневеет
В) осложнения
Г) положили
8. Укажите слова, в которых пишется Ь:
А) вскач…
Б) настеж…
В) горюч…
Г) невтерпеж…
9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
А) (полу) ночник
Б) (древне)русский
В) (пол)арбуза
Г) (общественно)политический
10. В каком слове пишется Ъ?
А) помещич.и
Б) фел.етон
В) ин.екция
Г) в.юга
Открытые вопросы
Вопрос 1
Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.
Вопрос 2
В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
Вопрос 3
Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.
Вопрос 4
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Вопрос 5
Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].
Творческие задания
Задание 1
Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.
Задание 2
Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
Много — ….
Обмануть — …
Задание 3
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Задание 4
Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.
Задание 5
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | Б | А | А | Б |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | Г | А, Б | В, Г | В |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.
Ответ на вопрос 2: валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный
Ответ на вопрос 3: Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.
Ответ на вопрос 4: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Ответ на вопрос 5:
Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].
Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:
Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.
Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».
Пример ответа на творческое задание №2
Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.
Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д.
Пример ответа на творческое задание №3
Ночь- ночка
-ночник
-ночной
-ночевать- ночёвка
-заночевать
-переночевать
Пример ответа на творческое задание №4
Утро на ферме
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.
Пример ответа на творческое задание №5
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
1. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно:
- А) Можно, конечно и трусливому зайцу набраться храбрости.
- Б) Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий?
- В) Освободившись от стрелы, тигр тотчас направился в лес.
- Г) «Олег только боксом и бредит» – заявил отец.
2. Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?
- А) Все уже были дома к моему возвращению.
- Б) Все уже были дома, и я вернулся.
- В) Все уже были дома, когда я вернулся.
3. Какое предложение является сложноподчинённым?
- А) А) И когда приблизился князь к граду Пскову, весь народ встретил его перед городом с крестами.
- Б) Б) Видя русскую землю в опасности, Александр забыл прежние обиды и вернулся в Новгород.
- В) В) Ещё не раз поднимались против непокорного русского князя рыцари, но и эти походы были безуспешны.
- Г) Г) Я сел в кибитку с Савельичем, и отправился в дорогу обливаясь слезами.
4. Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Немало птиц в душе моей гнездится, но аист всех мне ближе и милей.
- А) свойство характера
- Б) вдохновитель чего–либо
- В) внутренний мир человека
- Г) главное лицо в деле, в обществе
5. Какое значение имеет обстоятельство в предложении: У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин)?
- А) места
- Б) цели
- В) образа действия
- Г) степени
6. Какими бывают связи предложений в тексте?
- А) Логическими
- Б) Интуитивными
- В) Параллельными
- Г) Последовательными
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.
- А) 1,2,3
- Б) 1,2
- В) 1,2,3,4
- Г) 1,4
8. Какой частью речи выражено подлежащее в этом предложении: В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов)?
- А) числительным
- Б) существительным
- В) местоимением
- Г) синтаксически цельным словосочетанием
9. Вместо каких цифр следует поставить запятые?
Я писал мой первый роман так (1) словно меня тянуло в какой-нибудь маленький городок (2) где нет ни души знакомых (3) где можно сосредоточиться (4) и никто (5) и ничто не помешает работать.
- А) 2, 3, 4, 5
- Б) 1, 2, 3, 4
- В) 2, 3
- Г) 1, 2, 3
10. Какой частью речи выражено дополнение в этом предложении: Золотым лучом деревню облило (А. Майков)?
- А) местоимением
- Б) существительным
- В) инфинитивом
- Г) числительным
11. Для какого стиля речи характерны слова и выражения «заявление», «ввиду отсутствия», «протокол»?
- А) официально – делового
- Б) публицистического
- В) научного
- Г) разговорного
12. Соподчинение придаточных предложений не бывает:
- А) однородным
- Б) последовательным
- В) неоднородным
- Г) параллельным
13. Какое предложение называется сложноподчинённым?
- А) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.
- Б) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами.
- В) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.
14. Укажите предложение с придаточным причины:
- А) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
- Б) Чтобы добиться прочности, дымковскую игрушку обжигают в печи.
- В) Скажите, когда отправляется поезд?
- Г) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.
15. Особый вид цитаты – эпиграф. Он помещается перед текстом (в правом верхнем углу). Какую роль не выполняет эпиграф?
- А) раскрывает основную мысль произведения
- Б) показывает настроение автора
- В) выражает отношение автора к изображаемому
- Г) устанавливает связь данного произведения с другим
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2) которых (3) автоматически корректируется и заработная плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.
- А) 2
- Б) 1, 3
- В) 1, 4
- Г) 1, 3, 4
17. Дайте характеристику предложению:
Воздух свеж и на полянке уже не так жарко.
- А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- А) Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.
- Б) Юля уже спит или просто притворяется спящей.
- В) Начались долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.
- Г) Банк берет на себя ответственность не только за возврат кредита но и за своевременное погашение процентов по нему.
Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 9 класс
В этой таблице представленны ответы на вопросы по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады
Номер задания | Правильный ответ |
1 | В |
2 | В |
3 | А |
4 | В |
5 | А |
6 | ВГ |
7 | Г |
8 | Г |
9 | Б |
10 | Б |
11 | А |
12 | В |
13 | Б |
14 | Б |
15 | Б |
16 | В |
17 | Б |
18 | Г |
Источник