Сердце болит что это за средство выразительности

Сердце болит что это за средство выразительности thumbnail

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги
к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.

(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.

(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.

(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…

(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не
обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.

(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино – и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…

– (13)Где моя Чёрная Спинка? – крикнул Колька.

(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.

– (15)Она… была на кухне, – ответил отец.

(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, чтобы птица могла, присев на него, вспомнить свой родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

– (24)Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.

– (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (27)А вот зёрна…

(28)Колька боялся задать главный вопрос, оттягивал его.

– (29)А ногу ей перевязывали?

– (30)Да…

– (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?

– (33)Ты знаешь, Николай… – отец в ответственные минуты всегда называл его так. – (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала.
(35)Мешала ей…

(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.

– (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? – избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.

– (38)Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

– (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!

– (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! – (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

– (43)А ты мне не сестра… – выпалил Колька.

– (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь!.. – голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.

(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй – значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.

– (52)Как ты можешь так, Коля! (53)Неля видит в тебе своего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!

– (55)Где же она сейчас? – спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.

(56)Елена Станиславовна опустила голову.

– (57)Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец.

(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

– (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! – крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.

(По А.Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924–2017) – русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.

Показать полностью

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  1. «Ты видишь!» – голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.
  2. Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.
  3. «Да, мешала!» – звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
  4. Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал.
  5. Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

Запишите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.

Источник

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Лексические средства: тропы

АллегорияФемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом. ГиперболаШаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение. Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Литота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. МетафораСонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходстве МетонимияКласс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятий Окказионализмы — Плоды образования.Художественные средства, образованные автором. ОлицетворениеДождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых предметов свойствами живых. ПерифразЛев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Сарказм Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сравнение Молвит слово – соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. Синекдоха Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку. Эпитет«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Синонимы1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста Антонимыоригинал – подделка, чёрствый – отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значения Архаизмочи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление. Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов. Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза. Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия. Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)Сходное, параллельное построение фраз, строк. Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.

Источник

Для сдачи ЕГЭ по литературе недостаточно просто прочитать всю отечественную классику. Если вы хотите сдать экзамен на высокие баллы, то нужно знать все тонкости приемов в литературе. Такими являются и средства выразительности, без которых невозможно определить, где в тексте оксюморон, где аллегория, а где перифраз. Именно о них мы и поговорим в этой статье, чтобы вы смогли применить эти знания на ЕГЭ в нужном месте и в нужное время.

Читайте также:  Поднялось давление болит сердце

Всё про подготовку к ЕГЭ по литературе уже рассказали в статье:ЕГЭ по литературе: с чего стоит начать подготовку?Произведения, проверенные справочники, план подготовки

Средства выразительности

Задания на эту тему встречаются в номерах 12 и 13, но помимо этого полезно применять знания о средствах выразительности в сочинении, особенно по лирике. Всего их 10:

  • Сравнение
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Метафора
  • Метонимия
  • Гипербола
  • Литота
  • Аллегория
  • Перифраз
  • Оксюморон
  • Звукопись

Чтобы не запутаться в терминах уделим время каждому из них.

Сравнение

На первый взгляд, все просто даже по названию. Сравнение – это сопоставление явлений на основе наличия у них общего признака. Его относят к тропам и применяют наравне с метафорами, олицетворениями, эпитетами, антитезами и т.п. Например:

  • “На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен.” – А. Н. Толстой.
  • “Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.” – Н. А. Некрасов.

Сравнение выражается с помощью союзов:

  • Как – встал, как столб;
  • Точно – он пролетел мимо, точно пуля;
  • Будто – будто смерч вырвался из под колес;
  • Словно – ты, словно командир, рапортуешь;
  • Подобно – черной молнии подобно;
  • Как бы – он был как бы раненый солдат;
    Как будто – как будто обожгло его.

Но есть еще творительное сравнение, про которое знают не все. Творительное сравнение образуется с использованием существительного в творительном падеже. Например:

  • “Пыль стоит столбом”;
  • “Дым коромыслом”.

Оно редко встречается на экзамене, но лучше знать заранее, чем встретиться с ним на экзамене и потерять баллы.

Эпитет

Эпитет – это образное определение, указывающее на существенный признак предмета или явления. Например:

“Повеселись, мой верный меч,

Повеселись, мой конь ретивый!”

А. С. Пушкин.

В прямом значении меч верным быть не может. Это просто прилагательное в переносном значении, что и называют эпитетом.

Олицетворение

Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов свойствами живых. Например: “Я слышал, как остров зовет меня”. Остров не может никого звать, но автор может добавлять в него жизнь с помощью олицетворения, тем самым лучше передавая ощущения и эмоции.

Читайте также:  Почему болит сердце 12 лет

Чаще всего на экзамене олицетворение выражается с помощью глаголов, поэтому ищите их, если вам нужно будет найти это средство выразительности.

Метафора

Обычно это является самым сложным для понимания средством выразительности. Но мы справимся и с этим. Метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой на основе ассоциативного субъектного сходства. Если проще, то это скрытое сравнение:

  • “Горит восток зарею новой” (А.С. Пушкин)
  • “Прапорщики воткнулись глазами в царя” (А.Н. Толстой)

Обе эти фразы можно сказать по-другому:

  • Небо такого же цвета, как и огонь;
  • Прапорщики очень увлеченно смотрят на царя.

Небо не может гореть, как и нельзя воткнуться глазами в кого-либо. Это и называется метафорой.

Метонимия

Это средство выразительности – разновидность метафоры. Она редко встречается на экзамене, но может быть всякое. Метонимия – это перенос по смежности:

  • Упоминание имени автора вместо его произведений;
  • Указание на признак предмета вместо его названия;
  • Замещение содержимого содержащим.

С примерами будет понятнее:

  • “Читал охотно Апулея, / а Цицерона не читал” – А.С. Пушкин.
  • Серые шлемы / с красной звездой / белой ораве / крикнули: / Стой!” – В.В. Маяковский.
  • “Я три тарелки съел” – И.А. Крылов.

Гипербола

Гипербола – это преувеличение, подчеркивает основные свойства предмета или явления. Приведем пример:

  • “И сосна до звезд достает” – О.Э. Мандельштам.
  • “Редкая птица долетит до середины днепра” – Н.В. Гоголь.

С гиперболой не должно возникнуть проблем, как и с обратным термином этого средства выразительности.

Литота

Литота – это преуменьшение. Так же, как с помощью гиперболы можно изобразить величину, так и литотой можно обозначить незначительность.

“Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка”, – наглядный пример литоты. Собака не может быть размером с наперсток, как ни крути.

Аллегория

Аллегория – иносказание, выражение абстрактного понятия через конкретный образ. Аллегория образами выражает какое-либо понятие. Так, например, в баснях Крылова смерть изображается в виде скелета с косой, трусость обозначается через зайца, хитрость через лису.

Перифраз

Перифраз – это иносказательное описание предмета или явления без прямого называния.

“Царь зверей” – это про льва.

“Люблю тебя, Петра творение” – это про Петербург.

И все это перифраз.

Оксюморон

Чтобы придать чему-либо новый смысл, значение, можно использовать это средство выразительности. Оксюморон – это сочетание не сочетаемого. Например: “Живой труп”, “Весенняя осень” и так далее.

Звукопись

Звукопись – это повтор определенных звуков. Она делится на два вида:

  • Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.
  • Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

Звукопись нужна, чтобы придать образам эффект объемности.

Все термины ЕГЭ по литературе из кодификатора (не только средства выразительности) можно бесплатно скачать в нашей группе по этой ссылке.

Чтобы получать бесплатные уроки по литературе и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишитесь на еженедельную литературную базу знаний ВКонтакте.

Больше статей на про подготовку к ЕГЭ по литературе по хэштегам: #ум_егэ_литература #ум_егэ

Пишите в комментарии, какое средство выразительности вам кажется самым сложным, и помните, что все эти приемы не всегда получается запомнить с первого раза. Вернитесь к этой статье вечером, на следующий день после прочтения или через пару дней. Так вы закрепите материал и не допустите ошибки на экзамене.

Готовьтесь к ЕГЭ, пока все отдыхают.

А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов. В 2020 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!

В этом вам помогут статьи:

Источник

Сердце болит что это за средство выразительности ЕГЭ всё ближе и ближе, и мы продолжаем совершенствовать наши материалы для подготовки к экзаменам. На этот раз мы обновили нашу подборку к ЕГЭ, в которую добавили полезные материалы по английскому языку (словообразование и предлоги с глаголами), и, самое главное, – средства выразительности русского языка в виде удобной таблицы для выполнения задания №26. Ниже приведена таблица, содержащая самый полный сборник средств выразительности (фонетические, лексические и стилистические) с определениями и примерами.

I. Фонетические (звукопись)

Средство выразительности
Определение
Пример
АллитерацияПовтор согласных, создающий образПолночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей
АссонансПовтор гласных, создающий образЛюблю березу русскую
То светлую, то грустнуюпередает легкую грусть, нежность

II. Лексические (тропы)

ЭпитетКрасочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки.И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь.
Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.
СравнениеВыражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется
посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется
в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что
Как море бесшумное, волнуется все войско.
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
МетафораТроп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзовЛетят алмазные фонтаны/
С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз);
Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
МетонимияЗамена одного слова другим, смежным по значению.Эй ты, шляпа! (человек в шляпе)
Читая Булгакова… (его книги)
Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева
СинекдохаРазновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборотКаждую копейку в дом несет (деньги);
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия)
АллегорияИзображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости
ИронияСлово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямомуТакой ты умный! (=глупый)
ОлицетворениеНеодушевленному предмету приписываются свойства живого существаДеревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
ГиперболаПреувеличение В сто сорок солнц закат пылал
ЛитотаПреуменьшениеВаш шпиц, прелестный шпиц, – Не более наперстка;
Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
Перифраз(а)Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтораЛев = царь зверей
Нефть = черное золото
Весна = утро года
Синонимы1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.
2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
АнтонимыСлова, имеющие противоположенные значения Коварство и любовь;
Белей лишь блеск, чернее тень.
АрхаизмУстаревшее слово или оборот речиДуховной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился…
ДиалектизмСлово или оборот бытующие в определённой
местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм)
Петух – кочет, ковшик – корчик, разравнивать граблями – скородить

Жаргонизм
Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений«Чуять» – из жаргона охотников, «амба»- из морского.
НеологизмСлово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий«Бездарь» вместо «бездарность»

Афоризм

Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор«У сильного всегда бессильный виноват»
ФразеологизмЛексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицыБить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение


III. Стилистические фигуры

Анафора (лексический повтор)Повтор частей в начале строк (единоначатие) Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…
Эпифора (лексический повтор)Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложенийЯ всю жизнь шел к тебе.  Я всю жизнь верил в тебя.  Я всю жизнь любил тебя.
Композиционный стык
(лексический повтор)
Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих егоВсе сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
АнтитезаПротивопоставлениеВолос длинный – ум короткий;
Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.
ГрадацияРасположение синонимов по степени нарастания или ослабления признакаНа лице светились, горели, сияли огромные синие глаза.
Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть
ОксюморонСоединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг другаСмотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной.
Мёртвые души, живой труп, горячий снег
ИнверсияИзменение обычного порядка слов.
Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше)
Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали;
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)
ПараллелизмСравнение в форме сопоставленияПараллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль
и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:
То не ветер ветку клонит,  Не дубравушка шумит – То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
ЭллипсисПропуск какого-нибудь  члена предложения, который легко восстанавливается из контекстаМужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)
ПарцелляцияЧленение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложенияИ снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие (полисиндетон)Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзамиКакое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.
БессоюзиеОднородные члены предложения соединяются без помощи союзовШвед, русский колет, рубит, режет
Риторическое восклицаниеВосклицание, усиливающее в тексте выражение чувствКто не бранивал станционных смотрителей!
Риторический вопросВопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателяКакой русский не любит быстрой езды?  = «все русские любят»
Риторическое обращениеОбращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображенияПрощай, немытая Россия!
УмолчаниеНамеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразуНо слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.
ПарадоксСуждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значениюТрус умирает много раз, храбрец – только однажды; Торопись медленно;
Чем хуже, тем лучше
Оценочная лексикаПрямая авторская оценка событий, явлений, предметовПушкин – это чудо.
Экспрессивная лексикаСлова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач

В данной таблице представлены не все средства выразительности. В более удобной и полной форме (формат pdf) вы можете скачать данную тему по ссылкам ниже.

Источник

Читайте также:  Резко упало давление болит сердце