Сердце болит что это за средство выразительности

Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги
к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.
(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.
(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.
(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…
(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не
обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.
(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино – и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…
– (13)Где моя Чёрная Спинка? – крикнул Колька.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.
– (15)Она… была на кухне, – ответил отец.
(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, чтобы птица могла, присев на него, вспомнить свой родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
– (24)Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
– (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (27)А вот зёрна…
(28)Колька боялся задать главный вопрос, оттягивал его.
– (29)А ногу ей перевязывали?
– (30)Да…
– (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?
– (33)Ты знаешь, Николай… – отец в ответственные минуты всегда называл его так. – (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала.
(35)Мешала ей…
(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.
– (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? – избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.
– (38)Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
– (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!
– (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! – (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
– (43)А ты мне не сестра… – выпалил Колька.
– (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь!.. – голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.
(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй – значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.
– (52)Как ты можешь так, Коля! (53)Неля видит в тебе своего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!
– (55)Где же она сейчас? – спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.
(56)Елена Станиславовна опустила голову.
– (57)Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец.
(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
– (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! – крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.
(По А.Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924–2017) – русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
Показать полностью
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
- «Ты видишь!» – голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.
- Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.
- «Да, мешала!» – звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
- Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал.
- Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
Запишите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.
Источник
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Лексические средства: тропы
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Синтаксические средства
усиление эмоционального воздействия.
Источник
Для сдачи ЕГЭ по литературе недостаточно просто прочитать всю отечественную классику. Если вы хотите сдать экзамен на высокие баллы, то нужно знать все тонкости приемов в литературе. Такими являются и средства выразительности, без которых невозможно определить, где в тексте оксюморон, где аллегория, а где перифраз. Именно о них мы и поговорим в этой статье, чтобы вы смогли применить эти знания на ЕГЭ в нужном месте и в нужное время.
Всё про подготовку к ЕГЭ по литературе уже рассказали в статье:ЕГЭ по литературе: с чего стоит начать подготовку?Произведения, проверенные справочники, план подготовки
Средства выразительности
Задания на эту тему встречаются в номерах 12 и 13, но помимо этого полезно применять знания о средствах выразительности в сочинении, особенно по лирике. Всего их 10:
- Сравнение
- Эпитет
- Олицетворение
- Метафора
- Метонимия
- Гипербола
- Литота
- Аллегория
- Перифраз
- Оксюморон
- Звукопись
Чтобы не запутаться в терминах уделим время каждому из них.
Сравнение
На первый взгляд, все просто даже по названию. Сравнение – это сопоставление явлений на основе наличия у них общего признака. Его относят к тропам и применяют наравне с метафорами, олицетворениями, эпитетами, антитезами и т.п. Например:
- “На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен.” – А. Н. Толстой.
- “Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.” – Н. А. Некрасов.
Сравнение выражается с помощью союзов:
- Как – встал, как столб;
- Точно – он пролетел мимо, точно пуля;
- Будто – будто смерч вырвался из под колес;
- Словно – ты, словно командир, рапортуешь;
- Подобно – черной молнии подобно;
- Как бы – он был как бы раненый солдат;
Как будто – как будто обожгло его.
Но есть еще творительное сравнение, про которое знают не все. Творительное сравнение образуется с использованием существительного в творительном падеже. Например:
- “Пыль стоит столбом”;
- “Дым коромыслом”.
Оно редко встречается на экзамене, но лучше знать заранее, чем встретиться с ним на экзамене и потерять баллы.
Эпитет
Эпитет – это образное определение, указывающее на существенный признак предмета или явления. Например:
“Повеселись, мой верный меч,
Повеселись, мой конь ретивый!”
А. С. Пушкин.
В прямом значении меч верным быть не может. Это просто прилагательное в переносном значении, что и называют эпитетом.
Олицетворение
Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов свойствами живых. Например: “Я слышал, как остров зовет меня”. Остров не может никого звать, но автор может добавлять в него жизнь с помощью олицетворения, тем самым лучше передавая ощущения и эмоции.
Чаще всего на экзамене олицетворение выражается с помощью глаголов, поэтому ищите их, если вам нужно будет найти это средство выразительности.
Метафора
Обычно это является самым сложным для понимания средством выразительности. Но мы справимся и с этим. Метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой на основе ассоциативного субъектного сходства. Если проще, то это скрытое сравнение:
- “Горит восток зарею новой” (А.С. Пушкин)
- “Прапорщики воткнулись глазами в царя” (А.Н. Толстой)
Обе эти фразы можно сказать по-другому:
- Небо такого же цвета, как и огонь;
- Прапорщики очень увлеченно смотрят на царя.
Небо не может гореть, как и нельзя воткнуться глазами в кого-либо. Это и называется метафорой.
Метонимия
Это средство выразительности – разновидность метафоры. Она редко встречается на экзамене, но может быть всякое. Метонимия – это перенос по смежности:
- Упоминание имени автора вместо его произведений;
- Указание на признак предмета вместо его названия;
- Замещение содержимого содержащим.
С примерами будет понятнее:
- “Читал охотно Апулея, / а Цицерона не читал” – А.С. Пушкин.
- Серые шлемы / с красной звездой / белой ораве / крикнули: / Стой!” – В.В. Маяковский.
- “Я три тарелки съел” – И.А. Крылов.
Гипербола
Гипербола – это преувеличение, подчеркивает основные свойства предмета или явления. Приведем пример:
- “И сосна до звезд достает” – О.Э. Мандельштам.
- “Редкая птица долетит до середины днепра” – Н.В. Гоголь.
С гиперболой не должно возникнуть проблем, как и с обратным термином этого средства выразительности.
Литота
Литота – это преуменьшение. Так же, как с помощью гиперболы можно изобразить величину, так и литотой можно обозначить незначительность.
“Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка”, – наглядный пример литоты. Собака не может быть размером с наперсток, как ни крути.
Аллегория
Аллегория – иносказание, выражение абстрактного понятия через конкретный образ. Аллегория образами выражает какое-либо понятие. Так, например, в баснях Крылова смерть изображается в виде скелета с косой, трусость обозначается через зайца, хитрость через лису.
Перифраз
Перифраз – это иносказательное описание предмета или явления без прямого называния.
“Царь зверей” – это про льва.
“Люблю тебя, Петра творение” – это про Петербург.
И все это перифраз.
Оксюморон
Чтобы придать чему-либо новый смысл, значение, можно использовать это средство выразительности. Оксюморон – это сочетание не сочетаемого. Например: “Живой труп”, “Весенняя осень” и так далее.
Звукопись
Звукопись – это повтор определенных звуков. Она делится на два вида:
- Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.
- Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.
Звукопись нужна, чтобы придать образам эффект объемности.
Все термины ЕГЭ по литературе из кодификатора (не только средства выразительности) можно бесплатно скачать в нашей группе по этой ссылке.
Чтобы получать бесплатные уроки по литературе и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишитесь на еженедельную литературную базу знаний ВКонтакте.
Больше статей на про подготовку к ЕГЭ по литературе по хэштегам: #ум_егэ_литература #ум_егэ
Пишите в комментарии, какое средство выразительности вам кажется самым сложным, и помните, что все эти приемы не всегда получается запомнить с первого раза. Вернитесь к этой статье вечером, на следующий день после прочтения или через пару дней. Так вы закрепите материал и не допустите ошибки на экзамене.
Готовьтесь к ЕГЭ, пока все отдыхают.
А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов. В 2020 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!
В этом вам помогут статьи:
Источник

I. Фонетические (звукопись)
Средство выразительности | Определение | Пример |
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ | Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ | Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность |
II. Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. | И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
Метафора | Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов | Летят алмазные фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда. |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейку в дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия) |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, – Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей Нефть = черное золото Весна = утро года |
Синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень. |
Архаизм | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился… |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) | Петух – кочет, ковшик – корчик, разравнивать граблями – скородить |
Жаргонизм | Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять» – из жаргона охотников, «амба»- из морского. |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь» вместо «бездарность» |
Афоризм | Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
III. Стилистические фигуры
Анафора (лексический повтор) | Повтор частей в начале строк (единоначатие) | Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы… |
Эпифора (лексический повтор) | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений | Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. |
Композиционный стык (лексический повтор) | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь. |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть… |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) | Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара») |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Параллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит – То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами | Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога. |
Бессоюзие | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов | Швед, русский колет, рубит, режет… |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
Умолчание | Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу | Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. |
Парадокс | Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению | Трус умирает много раз, храбрец – только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше |
Оценочная лексика | Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов | Пушкин – это чудо. |
Экспрессивная лексика | Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. | Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач |
В данной таблице представлены не все средства выразительности. В более удобной и полной форме (формат pdf) вы можете скачать данную тему по ссылкам ниже.
Источник