В составе предложения есть антонимы и голова постоянно кружится и сердце болит

В составе предложения есть антонимы и голова постоянно кружится и сердце болит thumbnail

1. Выберите слово, которое характерно для детской речи:
а) Изъясняться.
б) Молоть.
в) Лепетать.+
г) Говорить.
д) Плести.

2. Отметьте ряд слов-синонимов.
а) Осторожный, заботливый, активный.
б) Бережливый, экономный, расчётливый.+
в) Праздный, праздничный, нарядный.
г) Грубый, резкий, ласковый.
д) Невежливый, невежественный, грубый.

3. Выберите ряд слов-синонимов.
а) Безграмотный, малообразованный, невежливый.
б) Радостный, счастливый, нарядный.
в) Инертный, пассивный, неактивный.+
г) Невежественный, невежливый, безграмотный.
д) Грубый, нелюбезный, тёмный.

4. Определите пару омонимов:
а) Утренняя заря – заря свободы.
б) Десятичная дробь – барабанная дробь.+
в) Тяжёлая дума – приятная дума.
г) Пшеничное зерно- жемчужное зерно.
д) Мраморная доска – школьная доска.

5. Ряд, в котором слова – омонимы к выделенному:
а) Ввести лекарство – ввести в курс дела – ввести в заблуждение.
б) Войти в дом – войти в моду – войти в роль.
в) Чинить обувь – чинить карандаш – чинить препятствие.+
г) Брать книгу – брать преступника – брать крепость.
д) Встретить поезд – встретить знакомого – встретить новый год.

6. Ряд, в котором слова – омонимы.
а) Почитать отца – почитать журнал.+
б) Угадать-почувствовать-почуять.
в) Бросить-выбросить-кинуть .
г) Ввалиться-войти-выйти.
д) Обнаружить-появиться-обнаружиться.

7. Определите строку с омонимом слова лицо (внешность).
а) Красивое лицо.
б) Лицом к лицу.
в) На тебе лица нет.
г) Приятное лицо.
д) Изменение глагола по лицам.+

8. Подберите синоним к слову редкий:
а) Безупречный.
б) Сверхъестественный.
в) Изящный.
г) Диковинный.+
д) Безукоризненный.

9. Подберите синоним к слову апатия:
а) Пунктуальность.
б) Соответствие.
в) Подобие.
г) Вялость.+
д) Влияние.

10. Определите строку с омонимом слова секрет (тайна).
а) Держать в секрете.
б) Секрет щитовидной железы.+
в) Секреты производства.
г) Замок с секретом.
д) Узнать секрет.

11. Определите словосочетание с омонимом слова побег (молодая ветка).
а) Побег тыквы.
б) Тонкий побег.
в) Зелёный побег.
г) Побег яблони.
д) Побег из тюрьмы.+

12. Определите словосочетание с омонимом слова правая (сторона).
а) Правая стена.
б) Правая рука.
в) Правое дело.+
г) Правый глаз.
д) Правый берег.

13. Выберите ряд антонимов:
а) Алый-красный.
б) Быстрый-торопливый.
в) Глупый-безумный.
г) Сильный-слабый.+
д) Красивый-привлекательный.

14. Выберите ряд антонимов:
а) Писать-рисовать.
б) Смотреть-видеть.
в) Встречать-провожать.+
г) Думать-размышлять.
д) Идти-бежать.

15. Ряд, в котором слова – омонимы к выделенному.
а) Партия (скрипки) – партия(товара) – партия (демократов).
б) Корень (яблони) – корень (зла) – корень (слова).
в) Фаланга (пальца) – фаланга (шеренга) – фаланга (животное).+
г) Крыло (птицы) – крыло (самолёта) – крыло (здания).
д) Линия (руки) – линия (горизонта) – линия (поведения).

16. Слова-омонимы.
а) Станция-остановка-привал.
б) Богатство-состояние-капитал.
в) Осень-весна-зима.
г) Бокс (вид спорта)-бокс (причёска)-бокс (палата в больнице).+
д) Болезнь-слабость- нездоровье.

17. В составе предложения есть антонимы:
а) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
б) Тяжёлая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
в) Сытый голодного не разумеет.+
г) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведён в деревню.
д) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжёлыми чертами лица.

18. Подберите синоним к слову идентичный:
а) ординарный.
б) Тождественный.+
в) Рентабельный.
г) Ориентировочный.
д) Привилегированный.

19. Синонимы:
а) Возмездие-возмущение.
б) Земельный-земляной.
в) Остатки-останки.
г) Деяние-действие.
д) Блестеть-сверкать.+

20. Синонимы:
а) Абонент-абонемент.
б) Продолжаться-длиться.+
в) Интеллигентный-интеллигентский.
г) Лестно-льстиво.
д) Любить-ненавидеть.

21. Синоним, который является нейтральным по стилистическому употреблению:
а) Клянчить.
б) Взывать.
в) Ходатайствовать.
г) Умолять.
д) Просить.+

22. Отметьте ряд синонимов:
а) Погода, климат, температура.
б) Родина, отчизна, отечество.+
в) Лебедь, ворона, скворец.
г) Холод, зной, ветер.
д) Часы, пояс, гребень.

23. Определите пару омонимов:
а) Тихий голос – внутренний голос.
б) Психологический барьер – языковой барьер.
в) Вид из окна – вид орхидеи.+
г) Съедобный гриб – чайный гриб.
д) Зелёный горошек – душистый горошек.

24. Выберите ряд антонимов:
а) Без оглядки-без просыпу.
б) В обрез-в обтяжку.
в) Тихо-медленно.
г) Хорошо-качественно.
д) Мало-много.+

25. Отметьте пословицу с антонимом:
а) И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
б) Чем богаты тем и рады.
в) Грибы ищут- по лесу рыщут.
г) Ученье- свет, а неученье-тьма.+
д) Гром не грянет- мужик не перекрестится.

26. Определите ряд антонимов.
а) Любить, ненавидеть.+
б) Верность, преданность.
в) Мёрзнуть, дрожать.
г) Смотреть, глядеть.
д) Дремлет, спит.

27. Определите ряд антонимов.
а) Вражда, ненависть.
б) Добро, сочувствие.
в) Соединение, разъединение.+
г) Горячий, тёплый.
д) Истина, правда.

28. Антонимы – это слова:
а) Употребляются только жителями той или иной местности.
б) Близкие по лексическому значению.
в) Имеющие противоположные значения.+
г) Вошедшие в русский язык из других языков.
д) Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому звучанию.

29. Выберите строчку синонимов.
а) Жара, холод.
б) День, ночь.
в) Пурга, буран.+
г) Рассвет, полночь.
д) Утро, вечер.

30. Выберите строчку синонимов.
а) Причина, следствие.
б) Издание, поручение.
в) Изречение, афоризм.+
г) Открытие, известность.
д) Поиск, неудача.

Источник

Антонимы.

  1. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

А) Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

В) Я шёл во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.

С) Всё в Москве двигается и спешит.

Д) Наш попутчик рассказал грустную и поучительную историю.

Е) Солнце светило, сияло изо всех сил.

  1. Укажите ряд антонимов:

А) Горячий, тёплый; В) Вражда, ненависть; С) Добро, сочувствие;

Д) Соединение, разъединение; Е) Истина, правда.

  1. Антонимы-наречия:

А) Сытый голодного не разумеет.

В) Кто много говорит, тот мало делает.

С) Готовь сани летом, а телегу зимой.

Д) Дома новы, но предрассудки стары.

Е) Ученье – свет, неученье – тьма.

  1. Определите антоним к словосочетанию бедная растительность:

А) Убогая растительность; В) Пышная растительность; С) Небогатая

растительность; Д) Ничтожная растительность; Е) Скудная растительность.

  1. Укажите ряд антонимов:

Читайте также:  Когда болит сердце из за душевной боли

А) Добро, истина; В)Радость, счастье; С) Знание, невежество;

Д) Неслучайный, намеренный; Е) Лёгкий, сухой.

  1. Антонимы – это:

А) Слова, имеющие одинаковое значение и принадлежащие к одной и той же части речи;

В) Слова, которые одинаково звучат и пишутся.

С) Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению.

Д) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением.

Е) Устойчивые сочетания слов.

  1. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

А) Сияло солнце, вздыхало степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.

В) Шумели старые, печальные липы в сквере.

С) Мама улыбнулась, и лицо её освежилось.

Д) Со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение.

Е) Знание человека возвышает, а невежество унижает.

  1. В составе предложения имеются антонимы:

А) По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость.

В) Низкие цены и качественную сборку гарантирует вам фирма «Асель».

С) Черемшановцы – люди основательные, с устойчивыми нравами.

Д) Оскорбление тяжёлое, и общество офицеров постановляет поединок.

Е) Была без радости любовь – разлука будет без печали.

  1. Укажите ряд антонимов:

А) Смотреть, глядеть; В) Дремлет, спит; С) Мёрзнуть, дрожать;

Д) Верность, преданность; Е) Любить, ненавидеть.

  1. Укажите ряд антонимов:

А) Невежественный, грубый; В) Осторожный, расчётливый;

С) Праздный, праздничный; Д) Бережливый, экономный;

Е) Яркий, тусклый.

  1. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

А) Только истинная наука обладает даром предвидения, предсказания.

В) Рассказывал он свою историю с жаром, увлекательно.

С) Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

Д) Дул тёплый сухой ветер.

Е) Эта задача несложная, простая.

  1. Укажите фразеологизмы – антонимы:

А) В двух шагах – за тридевять земель;

В) Выходить из себя – пасть духом;

С) Расхлёбывать кашу – воспрянуть духом;

Д) Сбросить маски – повернуться лицом;

Е) На худой конец – в первую голову.

  1. Укажите фразеологизм – антоним выражению «бить баклуши»:

А) Убить двух зайцев; В) Открыть Америку; С) Гонять лодыря;

Д) Работать до седьмого пота; Е) Вбить в голову.

  1. Найдите строчку антонимов:

А) Знание, умение; В) Опыт, открытие; С) Легко, трудно;

Д) Вывод, результат; Е) Доклад, сообщение.

  1. В составе предложения имеются антонимы:

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Сытый голодного не разумеет.

С) Тяжёлая, одинокая слеза скатилась по её щеке.

Д) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведён в деревню.

Е) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжёлыми чертами.

  1. Найдите строчку антонимов:

А) Правда, ложь; В) Доброта, милосердие; С) Значение, смысл;

Д) Успех, триумф; Е) Вера, удача.

  1. Чем являются выделенные слова?

Книга научит нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь,красоту и безобразие.

А) Паронимы; В) Антонимы; С) Многозначные слова; Д) Омонимы;

Е) Синонимы.

  1. В составе предложения имеются антонимы:

А) Пушкин родился в 1799 году, его родители были дворяне.

В) И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

С) Птичка божья не знает ни заботы, ни труда.

Д) Я уже стар и не гожусь для борьбы.

Е) Ведь тут претензии на новые формы, на новую эру в искусстве?

  1. Укажите ряд антонимов:

А) Истина, ложь; В) Скука, тоска; С) Передвижение, перемещение;

Д) Жестокость, бессердечие; Е) Грусть, тоска.

  1. Укажите ряд антонимов:

А) Радость, счастье; В) Лёгкий, сухой; С) Добро, истина;

Д) Неслучайный, намеренный; Е) Знание, невежество.

  1. Выделенные слова в данном предложении:

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

А) Многозначные слова; В) Паронимы; С) Синонимы; Д) Омонимы;

Е) Антонимы.

  1. Укажите ряд антонимов:

А) Идти – бежать; В) Встречать – провожать; С) Писать – рисовать;

Д) Смотреть – видеть; Е) Думать – размышлять.

  1. Укажите ряд антонимов:

А) В обрез – в обтяжку; В) Без оглядки – без просыпу;

С) Мало – много; Д) Хорошо – качественно; Е) Тихо – медленно.

  1. Определите ряд антонимов:

А) Дать – взять; В) Лёгкий – невесомый; С) Волнение – тревога;

Д) Кричать – орать; Е) Печалиться – кручиниться.

  1. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы:

А) Любишь кататься, люби и саночки возить.

В) Лошадка упряма, да везёт прямо.

С) Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Д) Горе старит, а радость молодит.

Е) Не будет добра, коль между своими вражда.

  1. Укажите антонимы:

А) Прошлое – минувшее; В) Чужбина – отечество; С) Великан – гигант;

Д) Петух – кочет; Е) Знаменитый – великий.

  1. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы:

А) Ученье – свет, а неученье – тьма.

В) Человеку по работе воздаётся честь.

С) Нынче всякий труд в почёте, где какой ни есть.

Д) Друг познаётся в беде.

Е) Не бросай друга в несчастье.

  1. Укажите ряд антонимов:

А) Дело, труд; в) Клятва, обещание; С) Храбрость, трусость;

Д) Успех, достижение; Е) Сердечность доброта.

  1. Выделенные слова в предложении

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

являются:

А) Омонимами; В) Синонимами; С) Однозначными словами;

Д) Антонимами; Е) Диалектизмами.

  1. Найдите строку антонимов:

А) Врач, доктор; В) Распорядок, режим;

С) Страх, боязнь; Д) Неприятель, противник; Е) Слабость, сила.

Код ответа. Антонимы.

Источник

Урок №19

Родной язык (русский)

Класс: 6 -Б

Тема урока: Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Цели образовательные: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий, закрепления умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;

 развивающие: – развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

– развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

Читайте также:  Что делать если у меня болит в сердце и колит

– развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

– развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

– развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;

– развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

воспитательные: – воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

– воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

– воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

– стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.

Планируемые результаты:

Предметные – объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правильный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов, антонимов, омонимов; пользуются словарями синонимов , антонимов, омонимов

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания, читают и слушают,извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления , принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль

Оборудование: словари, карточки, презентация

Ход урока

1.Организационный этап.

Эмоциональный настрой.

Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке

Я настроиться вам помогу,

Чтобы были везучими.

Повторите по сто раз –

Разойдутся тучи

У меня всё хорошо,

А будет ещё лучше!

Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите, на какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам подняться на ступеньку выше.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.

А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

– А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка, созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

– Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

(Лексикология)

1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.

2.Орфографический практикум

Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

3. Блиц-турнир

Проведем аутотренинг

ученик

личность творческая

Я думаю

хочу знать

-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)

Целеполагание

3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).

1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.

А) Огонь, дым, пламя

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный – …(ум короткий).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.

1) Исправить ошибки.

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5.Книга – источник познания.

6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Работа со словарем

Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?

– Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.

2. Выборочное списывание.

– Выберите синонимы:

• к слову правда:

1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;

• к слову источник:

1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;

• к слову холод:

1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;

• к слову заяц:

1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.

3. Практические задания.

Итак, давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.

В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.

1) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалостиохватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)

2) Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

  • Ты белых лебедей кормила,

  • Откинув тяжесть черных кос…

  • Я рядом плыл; сошлись кормила;

  • Закатный луч был странно кос.

  • Вдруг лебедей метнулась пара…

  • Не знаю, чья была вина…

  • Закат замлел за дымкой пара,

  • Алея, как поток вина.

  • Мгновенья двигались и стали,

  • Лишь ты паришь, свой свет струя…

  • Меж тем в реке – из сизой стали В.Я.Брюсов

  • Влачится за струей струя.

Читайте также:  Картинки мама подуй мне на сердце как в детстве на коленку чтобы не болело

5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово

  • 1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

  • 2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

  • 3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

  • 4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

  • 5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

  • 6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

  • 7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

  • 8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

III. Закрепление изученного материала.

1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

  2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

  3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

  4. Любой поступок заслуживает осуждения.

  5. Студент быстро освоил материал.

  6. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

  7. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

  8. Она пришла в цветистом платье

2.Тест – самопроверка

1.Лексикология изучает…

А) значимые части слова и способы образования слов.

В) словарный состав языка

С) части речи

Д) правила написания слов

Е) соответствие между звуками и буквами

2. Омонимы – это…

А) слова, имеющие несколько лексических значений.

В) слова, употребляемые в той или иной местности.

С) слова с противоположным лексическим значением.

Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.

Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

3.Укажите строку синонимов.

А) Хорошо, плохо

В) Днем, ночью

С) Холодно, жарко

Д) Широко, узко

Е) Правильно, верно

4. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

5. Укажите строку омонимов.

А) Крыло птицы, крыло самолета

В) Сдача мелочью, мелочи жизни

С) Ковш с водой, ковш экскаватора

Д) Длинная коса, острая коса

6. Паронимы – это…

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому

значению

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи

А) Лепетать

В) Молоть

С) Изъясняться

Д) Говорить

Е) Плести

8. Укажите ряд антонимов.

А) Передвижение, перемещение

В) Жестокость, бессердечие

С) Истина, ложь

Д) Грусть, печаль

Е) Скука, тоска

9. Укажите ряд омонимов

А) Акции поднялись, акция протеста

В) Железные двери, железные мускулы

С) Крыло птицы, крыло самолета

Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа

Е) Невежа, невежда

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

А) Перевал

В) Местность

С) Вершина

Д) Тропа

Е) Водопад

Ключ к тесту.Самопроверка

1- В

2- Е

3- Е

4- Д

5- Д

6- С

7- А

8- С

9- А

10- В

Подведение итогов.

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

5. Рефлексия.

– Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные задания по карточкам:

1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения

1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым.  2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр. 

3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркните антонимы. Запись сделайте в тетрадях.

  1. Умел ошибиться, …

  2. Ученье свет, …

  3. Говорит бело, …

  4. Маленькое дело…

  5. Кто много говорит, …

  6. Недруг поддакивает, …

  7. Злой не верит, …

  8. Добрая слава лежит, …

3. а делает черно.

4. лучше большого безделья.

5. тот мало делает.

1. умей и поправиться.

2. а  неученье  тьма.

7. что есть добрые люди.

8. а худая бежит.

6. а  друг  спорит.

5.Сгруппируйте парами паронимы. Письменно в тетрадях. 

1.  Доверительный

2. Лирический  

3. Наследие

4. Нестерпимый

5. Командированный

6. Удачный

7. Главный

 8. Будний

 9. Дымный

10. Гарантийный

11. Абонемент

12. Воспоминание

а) Гарантированный

б) Нетерпимый

в) Доверчивый

г) Удачливый

д) Лиричный

е) Напоминание

ж) Абонент

з)  Будничный

и) Дымовой

к)  Наследство

л)  Заглавный

м) Командировочный

VI. Выставление оценок.

Итог урока

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Источник